«Я бы строить дом пошел, пусть меня научат».
(В. Маяковский)
С каждым годом все большее количество людей испытывает желание перейти на внештатную работу. Приятно быть хозяином своего времени, выбирать только понравившиеся задачи и заказчиков, работать, не выходя из дома. Вы уже знаете, что такое фриланс, считаете себя достаточно профессиональным, самоорганизованным и ответственным. Как же сбросить офисные оковы в виде галстука с пиджаком и проснуться свободным человеком – фрилансером?
Сразу хочется отметить, что путь в самостоятельное плавание лучше начать под крылом постоянной работы, если, конечно, уже приходится содержать себя самому. Увольняться из штата сразу не стоит. Попробуйте свои силы, оцените возможности, а заявление написать всегда успеется.
Взглянем на области деятельности, в которых наиболее востребованы фрилансеры. В настоящее время, список топ-5 выглядит примерно следующим образом:
Не нашли своей специальности в этом списке? Отчаиваться не стоит. Во-первых, он содержит лишь основные направления, а, во-вторых, количество направлений постоянно растет. Если считаете, что ваша работа может выполняться удаленно – попробуйте найти работодателя. Быть может он и не догадывался, что этот вопрос можно отдать «на удаленку», пока не увидел резюме фрилансера с требуемой профессией.
Нужно заявить о себе на рынке. Проще всего сделать это на одном, а лучше сразу на нескольких крупнейших сайтах для фрилансеров, например: free-lance.ru, flance.ru, weblancer.net. Зарегистрируйтесь и расскажите о том, что вы умеете. Самое сложное на этом этапе – суметь себя подать в выгодном свете, затмив конкурентов. Как правило, потенциальный заказчик не задает уточняющих вопросов по вашей визитке, поэтому придется тщательно ее проработать, исходя из того, что нужно указать там наибольшее количество информации о своей деятельности в наименьшем количестве символов. Помните, что немногие любят длинные простыни текста. Избегайте «воды» и несущественных фактов, например, не стоит упоминать опыт работы барменом, если вы позиционируетесь в качестве веб-дизайнера.
Обязательно составьте портфолио. Его отсутствие сведет шансы получить заказ к нулю. Если еще не успели обзавестись портфолио – сделайте несколько заказов бесплатно или с большой скидкой.
Не ограничивайтесь общими сайтами, поищите биржи по своей специальности, такие как textsale.ru – для копирайтеров, proektanti.ru– для инженеров, shothunter.ru – для фотографов. Кроме того, заказы для удаленщиков часто размещаются на тематических форумах.
Заведите собственный блог или сайт. Он придаст вам в глазах заказчика больше веса, а так же выступит универсальной визиткой и уберет необходимость дублировать часть информации на множестве сторонних ресурсов.
Обзаведитесь контактами: e-mail, ICQ, jabber, skype, телефон.
Не забудьте про вопрос оплаты. Зарегистрируйте надежные и безопасные электронные кошельки в основных системах: WebMoney и Яндекс.Деньги.
Вы готовы к работе! Теперь вам предстоит научиться планированию заказов, чтобы обеспечить непрерывный поток работы. Поиск новых клиентов должен быть регулярным процессом, даже если в данный момент все хорошо. Это позволит избежать кризиса в случае внезапного ухода крупного заказчика.
С уважением, igus